Operational Capabilities Concept in Azerbaijan: партнерство ради мира или асимметричное реагирование

Наблюдаемые мультимодальные геополитические процессы, протекающие в регионе Южного Кавказа, ориентированы на построение ассиметричных военно-политических систем.  Регион стал точкой пересечения геостратегических, геоэкономических и военно-политических интересов региональных и внерегиональных акторов: Российской Федерации (РФ), Китайской Народной Республики (КНР), Исламской Республики Иран (ИРИ), Турецкой Республики (ТР) и США.

Регион рассматривается в качестве пространства смежного с Большим Ближним Востоком и сформирован совокупностью подходов «разделенных зон», «конфликтных и кризисных систем», динамики которых, в рамках реализуемых США и их союзниками концептуально-аналитических основ, включающих «баланс сдерживания и вовлечения», определяют военно-политическую составляющую (англ. Political Warfare, RAND Corp.). При этом, возникающие системы позволяют «оказывать влияние» на ресурсные базы (совокупные экономические, технологические и демографические измерения) геополитических альтернатив.

Сегодня, расширение присутствия НАТО в данном регионе, наряду с образованием регионального альянса Турции, Азербайджана и Грузии с учетом текущих геополитических процессов, сопровождается широким спектром угроз для безопасности, связанных с потенциальными дестабилизациями зоны Карабахского Конфликта, северных территорий ИРИ, а значит и приграничных районов РФ. В данном контексте весьма интересен цикл учений Вооруженных Сил Республики Азербайджан с участием инструкторского состава, специалистов в области моделирования и военно-политического анализа Североатлантического Альянса, в ходе реализации программы «Партнёрство ради мира» (англ. Partnership for Peace) и «Концепции оперативных возможностей» (англ. Operational Capabilities Concept).

Концепция оперативных возможностей предполагает на основе положений индивидуальной программы «ПРМ» проведение комплексных исследований и моделирования, направленных на уточнение ВТС, совместных программ подготовки с НАТО и дальнейшую организацию формируемых сил по модульному принципу. Иными словами, данная концепция выступает программно-документальным инструментом, используемым для создания, обеспечения, проверки функциональной совместимости и оперативных возможностей подразделений ВС Азербайджана в составе многонациональных формирований оперативно-тактического назначения и «выявления, анализа и ликвидации угроз, потенциальных кризисов под руководством НАТО и других типах операций». При этом, полученные эмпирические материалы используются для моделирования потенциальных конфликтных зон аналитическими центрами и уточнения политики Совета по консультациям, командованию и управлению Североатлантического Альянса.

Так в конце мая специалистами ССО США в составе инструкторской миссии и мониторинговой группы Командования Сухопутных войск НАТО была проведена комплексная оценка возможностей подразделений разведки ВС республики. В частности, в ходе учений азербайджанские военные отработали проведение разведывательно-диверсионных, контрразведывательных мероприятий в сложной тактической обстановке и условном взаимодействии с силами Североатлантического Альянса. Кроме того, в поставленный спектр задач входило блокирование модульными подразделениями превосходящих сил противника (инфильтрация) в горной и городской местности, фильтрация населения, обеспечение гуманитарных миссий и режима безопасности. К проведению учений также были привлечены представители Международного комитета Красного креста. Де-факто, принципы, заложенные в фактор-модель и сформировавшие указанные задачи, входят в концептуально-аналитическую систему асимметрии ТВД и гибридизации непосредственного боевого соприкосновения, принятых в методической базе и концептуальной системе США и НАТО.

Кроме того, с середины апреля грузинскими, британскими, норвежскими и американскими инструкторами в подразделениях ВС Азербайджана проводятся мероприятия по совмещению стандартов связи, разноуровнего обмена информацией и мониторинга оперативной обстановки, направленные на обеспечение бесперебойного функционирования коллективных органов единого боевого управления на основе систем автоматизированного контроля, обработки информации и целеуказания. 

Со 2 по 6 июля на территории республики прошли широкомасштабные учения с привлечением 23 тыс. военнослужащих, 140 единиц бронетехники, 230 ракетно-артиллерийских установок разного калибра и реактивных систем залпового огня. Также в ходе проведенных манёвров задействовались армейская, фронтовая авиация и силы ПВО. Учения проходили в условия горно-лесистой и городской местности, сложной оперативной обстановке, предполагающей комплексное радиоэлектронное противодействие, применение противником крылатых ракет и авиации. При этом, как сообщает источник близкий к генеральному штабу: «Проводимый комплекс мероприятий учитывал развертывание коллективных союзных сил, необходимое для стабилизации военно-политического кризиса и гуманитарной обстановки. Указанный спектр задач учитывает специфики последних обострений «Карабахского кризиса», а также потенциальные угрозы в ходе дестабилизации Южного Азербайджана». Также источник отметил, что материалы, полученные мониторинговой миссией, будут учтены в коллективном оборонном планировании НАТО и применены в докладах на проходящем саммите. 

Таким образом указанные взаимодействия обозначили потенциальные динамики существующей кризисной системы, рассматриваемой в качестве составляющей системного воздействия на страны-участницы ОДКБ, а учет в моделирование дестабилизации Южного Азербайджана – территорий иранского Севера, где сегодня проходит накопление различных НКО и активизируются структуры, ассоциированные с движением «FreeIran», означает возможность обострения внутриполитической обстановки в Иране. Таким образом указанные динамики и процессы, вероятно, также учитывают воздействие на альянс КНР и ИРИ с Пакистаном, что позволит решать задачи по «обеспечению баланса сил» на территории Афганистана — уменьшению влияния умеренных талибов, переходящих к политическому урегулированию и взаимодействующий с двумя последними странами, координирующими свои позиции с Российской Федерацией в Центральной Азии.  

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.